20:34

Кошка Ночной Луны. Morgenmuffel
28.05.2017 в 16:37
Пишет  Джейк Чемберз:

души, деньги, долги
— Мы сейчас уже плохо представляем, что значит владеть человеком или десятком тысяч человек. Что это значит в деньгах?

— Действительно, в магазин дворяне шли не с душами, а с деньгами. Мы с моим соавтором Ильей Воскобойниковым пытаемся придумать модель, как можно переводить души в деньги.

Сейчас считают так: количество душ умножается на средний крестьянский оброк. Получаются усредненные годовые суммы дохода, которыми распола­гали дворяне. Но я против такого способа: дело в том, что предварительные результаты показывают, что чем больше у тебя душ, тем ниже доход с одной души. По моим ощущениям, это связано с управленческими проблемами. Ведь имения были в разных местах России: тут у тебя сто душ, тут тысяча, там две души, и всеми нужно управлять. Это очень большие издержки. На одну бумагу, свечи и почтовую пересылку потратится куча денег, не говоря уже об оплате приказчиков. То есть, если средний оброк был, скажем, пять рублей, то мы должны отнимать какой-то процент, связанный с управленческими издержками. Каких размеров они могут достигать — нужно считать, но не удивлюсь, если окажется, что они достигали 20 %.

Часто проводят экономические параллели между крепостным правом и рабством, но как раз на этом пересчете видно, насколько разные это были модели. Рабство — это большие плантации, и люди на них находятся в одном месте, их можно максимально эксплуатировать, выжимать из них максимальный доход. В России не было плантационного хозяйства, были крупные душевладельцы, имения которых были разбросаны по всей России.

читать дальше

URL записи

Крепостное право это оказывается наемный труд.
Кстати, давно хотела узнать - Церковь покаялась за то, что держала крепостных?

@темы: Кросспост, Интересное, политика

Комментарии
29.05.2017 в 03:05

Крепостное право это оказывается наемный труд

Нет. Корчмина делает более осторожные выводы: читать дальше

К тому же она предупреждает, что у неё материалы только по одной, не самой многочисленной категории крепостных - дворовые люди; это, строго говоря, не "крепостные крестьяне" (которые жили землёй и на земле, и которых было гораздо больше), а именно отдельная категория, они даже по ревизским документам проходили отдельно. За отсутствием земельных наделов натуральным хозяйством кормиться они в принципе не могли, помещик должен был их содержать - либо мат.обеспечением, либо денежным жалованьем, о котором тут речь и идет. И да, это не землепашцы, - это слуги, специалисты, менеджеры и т.п.; некоторых из таких "дворовых" в 18-19 вв. даже топ-менеджерами по нашим меркам можно назвать - они управляли бизнесами, заводами и мануфактурами, оформленными на аристократов-собственников.

Про то, что в те же 18-19 вв. громадное большинство дворян, в т.ч. аристократов, были в долгах и кредитах по уши, она тоже верно говорит:). В принципе, если пофантазировать, любой из императоров века 19-го, если не принимать во внимание политические и прочие факторы;)), чисто теоретически мог на совершенно железном, легальном основании раздеть и обанкротить практически всё дворянское сословие, конфисковать на этом основании помещичьи земли и крепостных, после чего раздать оную землю освобождённым тем же или следующим указом крепостным крестьянам, либо учредить совхозы и госхозы, это уж как пожелается:rotate:. Другое дело, что ни Павел, ни Александр, ни Николай, ни Александр Второй на такое пойтить не могли и не хотели:yogi:

Кстати, давно хотела узнать - Церковь покаялась за то, что держала крепостных?

Насколько я знаю, нет. Подозреваю, пресс-служба соответствующего ведомства, если задать им такой вопрос, выкрутится тем, что а) это было давно, б) монастырских крестьян у Церкви конфисковала еще Екатерина II, вместе с монастырскими землями. Исправила ситуацию, так сказать.:)
29.05.2017 в 03:50

Кошка Ночной Луны. Morgenmuffel
Нет. Корчмина делает более осторожные выводы
ТАк точно. Корчинина говорит о небольшой т.с. узкоспециализированной части крестьянства, которая по сути и не особо крепостными были.
Но.
При этом речь в статье идет о крепостном строе вообще. И, "почему-то", без вот этих вот пояснений особо.
И, подозреваю, это делается журналистом специально по идеологической причине.

Про "по уши в долгах" я и не спорила, оно как бы никем и не оспаривалось. Собственно это одна из причин как и того, что крепостное право столько продержалось, так и того, в какой форме его прекратили.
29.05.2017 в 14:33

И, подозреваю, это делается журналистом специально по идеологической причине.


Скорее всего, да, журналист или редактор. По идеологической причине либо по собственному невежеству - сказать не могу. Нынче предположить можно как одно, так и другое.
29.05.2017 в 14:38

Кошка Ночной Луны. Morgenmuffel
Groemlin,
Скорее всего, да, журналист или редактор
При этом к ученой никаких претензий.
Вообще тема очень интересная и малоизученная.
При этом это были все те же крепостные и пример ТУргеневых показывает что при смене хозяина все может перемениться